Купить фанеру, два мотоцикла… И улететь отседова!

Дело было в 1981 году, когда доктор технических наук Герхард Ф. Вагнер из Дрездена с женой и тремя детьми (17, 16 и 6 лет) решил самостоятельно покинуть социалистический лагерь. Потому что хотя ГДР и была почти «витриной социализма», но лагерь есть лагерь. О том, чтобы взять и переехать в ФРГ речь даже не шла, поэтому семья решила туда улететь. Для этого был построен самый маленький в мире двухмоторный пятиместный самолет DOWA 81 (что это означает не знаю, кроме «81» — это год постройки).

Конечно, строили его из чего попало, но тем не менее: семья купила два мотоцикла MZ-ES-250/2 (благо, залегендировать покупки мотоциклов семье с двумя подростками было просто) и раскурочила их. Два одноцилиндровых мотора от мотоцикла (по 19 л.с.) с толкающими винтами (одному из моторов изменили направление вращения) должны были, в принципе, поднять машину в воздух, колеса пошли на шасси — в общем, в дело пошло всё, что удалось прикрутить к самолету. Конечно, на полной мощности мотоциклетные моторы долго проработать не смогут, ну так и лететь предполагалось не вокруг света. Интересной особенностью машины была ее быстросборная конструкция. Зачем?

Просто для того, чтобы вывезти DOWA 81 на автоприцепе не привлекая лишнего внимания «органов». Все-таки, при размахе крыльев в 9 метров, полной длине в 5,85 и весе пустого самолета 240 кг собранный самолет незаметно транспортировать было нереально. Все детали были узкими и не длиннее 4 метров, чтобы поместиться на имеющийся автоприцеп. Предполагалось выехать в укромное место, там быстренько собрать самолет и улететь из ГДР нафиг.

Однако, побег не удался. То ли они где-то спалились, то ли стуканул кто-то из тех, кому они доверяли, но накануне запланированного рывка всю семью арестовали и посадили по обвинению в «подготовке к незаконному пересечению границы при отягчающих обстоятельствах». Однако, на Запад семья все-таки попала. Проведя в заключении около года они были после сложных переговоров депортированы (я думаю, что по имеющейся в ГДР практике просто проданы) в ФРГ.

Следует отметить, что самолет DOWA 81 все-таки, летал. В ходе судебного разбирательства Государственная инспекция воздушного движения ГДР провела испытания самолета и обнаружила, что он способен летать. Испытательный полет без пассажиров был выполнен недалеко от Лейпцига, а потом был проведен еще один полет, уже с имитацией полной нагрузки на предполагаемое при побеге расстояние — и самолет уверенно пролетел столько, на сколько рассчитывал доктор Вагнер. В настоящий момент самолет экспонируется в Немецком Музее.

Отсюда